Диагностика и лечение демодекоза у кошек

Демодекоз — дерматологическое паразитарное заболевание, которое вызывает подкожный клещ. Характеризуется появлением зуда, очаговым поражением кожи и волосяного покрова кошки.

Известны еще такие названия заболевания — “подкожный клещ” и “красная чесотка”.

Кошек поражают два вида клещей:

1. Demodex cati.
  2. Demodex gatoi.

Для клеща Demodex cati средой обитания являются сальные железы и волосяные фолликулы питомца.
Для клеща Demodex gatoi характерно проживание на коже животного.

Развитие клеща от личинки до взрослой особи занимает около 21-25 дней.
За 2-3 месяца происходит смена трех поколений паразита. Клещам Demodex свойственна миграция по всей лимфатической системе питомца во внутренние органы и ткани.

Заболеванию подвержены все без исключения породы кошек, любого возраста и пола.

Как же возникает демодекоз?

Важно знать! В норме подкожный клещ существует у всех здоровых кошек, но никак себя не проявляет. При ослаблении защитных сил организма (нехватка витаминов и минералов) и антисанитарных условиях содержания, клещ начинает свое активное развитие.

Возникновению демодекоза у кошек способствуют:

● паразитарные заболевания (глисты);
● наличие эктопаразитов на теле (блох);
● повреждения кожного покрова (дерматиты);
● плохие условия содержания и кормления;
● снижение иммунитета (частые простудные, инфекционные и хронические заболевания);
● недостаточное поступление витаминов группы А, В, Е с кормом;
● недостаточное количество белков и жиров в рационе кормления;
● наследственная предрасположенность;
● стрессовые ситуации.

Различают несколько путей заражения подкожным клещом:

1. Прямой контакт с носителем паразита. При игре кошек, обнюхивании друг друга, грудном вскармливании котят.
  2. Непрямой контакт. Через вещи зараженного животного (расческа, лежанка, игрушка).
  3. Внутриутробный путь заражения (от матери к плодам).

Симптоматика демодекоза у кошек

При быстром размножении клещей на коже, животное начинает испытывать беспокойство и сильный зуд. Наблюдаются участки выпавшей шерсти с залысинами, кожа в пораженных местах приобретает красный оттенок с гнойниками.

Различают 3 формы подкожного клеща:

1. Чешуйчатая форма. Является начальной и самой легкой. Регистрируется чаще у молодых кошек (до 2-х летнего возраста). Характеризуется появлением зуда, очаговыми поражениями на коже (до 5 очагов на теле), их покраснением и образование чешуек. Подвергаются повреждению уши, веки и шея питомца. Спина и лапы при этом не повреждены.
  2. Генерализованная форма. При данной форме происходит массовое поражение кожных покровов животного. Особенно заметны изменения в области головы (мордочка, нос, кончики ушей, шея), также затрагиваются передние лапы и спина. Образуются очаги воспаления с гнойниками и сильными расчесами по всему телу. Чешуйки со временем заменяются струпьями. Шерсть становится тусклой и взъерошенной, местами склеивается. При внимательном осмотре можно обнаружить небольшое возвышение с вкраплением посередине. При надавливании которого выделяется вещество белого цвета. Болезнь развивается быстро и поражает лимфатическую систему кошки. Защитные силы организма истощаются и одновременно начинают развиваться другие серьезные заболевания (диабет).
  3. Ювенильная форма. Передается наследственно (внутриутробно). Клиническое проявление сходно с генерализованной формой. Такая форма считается самой тяжелой. Происходит последовательное поражение иммунной системы котят на ранних этапах развития организма.

Как поставить диагноз на демодекоз правильно?

Только ветеринарный специалист сможет правильно оценить повреждения на коже питомца и предложит пройти необходимое обследование.

Важно:

● собрать анамнестические данные о заболевшей кошке;
● провести ее клинический осмотр;
● исследовать соскоб пораженного участка кожи микроскопическим методом на наличие клещей на разных стадиях его развития.

Соскоб кожи при подозрении на клеща Demodex должен браться до появления сукровицы (с целостного участка кожи). Так как клещ внедряется глубоко в кожу животного, информативным окажется только проба соскоба всех слоев кожи из разных очагов. Поверхностный же соскоб будет ложноотрицательным.

Как вылечить кошку от клеща Demodex?

Лечение демодекоза заключается в ликвидации клеща и устранения сопутствующих симптомов.

Только ветеринарный специалист должен подбирать и назначать лекарственные препараты больному питомцу в зависимости от течения заболевания.

В первую очередь необходимо убрать все предрасполагающие факторы и не применять гормональные препараты. Во время лечения нужно исследовать контрольные соскобы кожи на наличие клещей каждые три недели.
Лечение больного питомца можно прекратить только при 3-х отрицательных результатах контрольных соскобов.

Для лечения используют:

1. Противопаразитарные препараты (ивермектины).
  2. Препараты, повышающие ологическую активность организма (иммуномодуляторы).
  3. Противовоспалительные и противозудные препараты для наружного применения (мази, гели, спреи, масла).
  4. Антибактериальные препараты (при присоединении вторичной бактериальной инфекции).
  5. Купание с использованием специальных шампуней (для очищения кожных покровов).

В период лечения хозяин кошки должен обеспечить ее полноценным кормлением, соблюдать правила содержания и ухода (проводить дезинфицирующую обработку).

Профилактические мероприятия

I. Проводить своевременную профилактическую противопаразитарную обработку (от блох и клещей).
II. Исключить контактирование здорового питомца и зараженной демодекозом кошки.
III. Своевременно обращаться в ветеринарную клинику при появлении первых признаков заражения подкожным клещом.
IV. Обязательно проводить обработку помещений, клеток и других мест пребывания инфицированных животных акарицидными препаратами.
V. Рекомендуется утилизировать вещи и подстилку от больного животного.

Если кошка перенесла генерализованную форму демодекоза ее рекомендуют стерилизовать во избежание дальнейшего распространения болезни.

Важно знать! У переболевших кошек иммунитет против демодекоза не вырабатывается. Необходимо внимательно следить за состоянием здоровья питомца и лечить его правильно.

Для человека данный вид клеща не представляет опасности.