Экзотические животные

Диагностика и лечение метеоризма

Метеоризм (тимпания, вздутие) — это острая болезнь травоядных грызунов и зайцеобразных, которая проявляется накоплением газов в желудке и кишечнике, сильными болями, слабостью, отказом конечностей и гибелью питомца. Метеоризм проявляется, как правило, спонтанно. Чаще проявляется у морских свинок, шиншилл, кроликов. У зверьков увеличивается в объеме живот, часто животные становятся вялыми, лежат на боку, у кроликов могут наблюдаться параличи задних конечностей.

Какие причины возникновения болезни?

Причинами метеоризма чаще всего являются:

• неправильный рацион питомца (включение в рацион хлеба, чрезмерное количество зерновых в рационе, недостаточное потребление сена, белокочанная и краснокочанная капуста);
  • скармливание некачественных кормов (подгнившие овощи, мокрая, немытая трава, забродившие фрукты) и поедание несъедобных предметов;
  • бактериальные и грибковые инфекции;
  • нарушение роста зубов;
  • стресс и боль;
  • малоподвижность питомца.

Почему метеоризм опасен для животных?

В процессе наполнения желудка и кишечника газами, они сильно увеличиваются в объеме, начинают давить на другие органы, мешая полноценной работе почек, печени, не давая полноценно раскрываться легким во время вдоха. Животные испытывают сильную боль, страдают от гипоксии – недостатка кислорода в крови. Все это, в последствии, без медикаментозной помощи, приводит к гибели питомца.

Метеоризм всегда является острой проблемой и требует немедленного обращения к врачу. Даже при своевременном обращении к ветеринарному врачу, животных с метеоризмом спасти получается не всегда. Одним из проявлений метеоризма является желудочно-кишечный стаз, когда из-за перерастяжения и боли, желудок и кишечник полностью прекращают свою работу. Интенсивная терапия в таких случаях продолжается от одних суток до недели, далее же необходима медикаментозная поддержка дома.

izobrazhenie_viber_2020-10-31_21-23-16-768x1024 Диагностика и лечение метеоризма

Каковы же симптомы метеоризма и желудочно-кишечного стаза?

Первым признаком является вялость, питомец становится малоактивным, хохлится, лежит на животе или на боку, у него отсутствует аппетит и стул. Живот увеличивается в размере, при прикосновениях животные пищат, напрягают брюшную стенку. На последних стадиях животное делает глотательные движения, активно выделяется слюна, у кроликов может наблюдаться парез задних конечностей, нарушение координации движений.

izobrazhenie_viber_2020-10-31_21-21-43-675x1024 Диагностика и лечение метеоризма

Какую помощь можно оказать до посещения врача?

В первую очередь необходимо дать питомцу препараты симетикона (Эспумизан, Боботик и т.д.) в дозе 0.3-0.5 мл на килограмм животного, массажировать живот вручную или с помощью вибромассажера по часовой стрелке.

Все дальнейшие действия производятся в клинике после полной оценки состояния животного с помощью рентгенологического исследования. Терапия включает внутривенные инфузии с обезболивающими препаратами и лекарствами, запускающими работу желудочно-кишечного тракта и снижающими скорость образования газов, принудительное кормление.

Как профилактировать метеоризм у животных?

Следите за качеством рациона питомца и условиями содержания. Травоядные грызуны должны получать достаточное количество сена! Сено – источник клетчатки, стимулирующей работу желудочно-кишечного тракта. Сено должно храниться в сеннице. Это не позволит животным испачкать его калом и мочой, что приводит к быстрому образованию бактерий на пище.

Не допускайте скармливания:

• мокрой травы;
  • несвежих фруктов и овощей;
  • капусты;
  • хлебобулочных изделий.

Траву, перед скармливанием, необходимо хорошо промыть и подсушить до вяленого состояния. Овощи скармливайте в небольшом количестве, дозировано.

Всегда держите в домашней аптечке флакон Эспумизана или других препаратов симетикона.

Помните, чем быстрее вы обратитесь в клинику, тем легче будет облегчить симптомы заболевания и стабилизировать состояние любимца.