Лабораторная диагностика

Диагностика и лечение вирусного иммунодефицита кошек

Вирусный иммунодефицит кошек (ВИК или FIV) – одно из распространенных хронических вирусных заболеваний кошек. Вирус поражает иммунную систему животного, вызывая заболевание, во многом схожее с ВИЧ-инфекцией человека.

7fX9Kh_5gKE-768x1024 Диагностика и лечение вирусного иммунодефицита кошек

Инфекция часто долго остается скрытой, и животное, будучи носителем вируса, может передавать его другим животным в питомнике. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо проводить диагностику для всех новых животных, поступающих в питомник или в дом, где живет несколько кошек.

ВИК вызывает медленно прогрессирующее истощение иммунной системы, приводящее к ослаблению иммунитета организма кошки, развитию вторичных инфекционных заболеваний и гибели. Вирус обнаруживают в слюне, крови и других жидкостях тела. Основной путь передачи – через укусы; следовательно, кошки, склонные охранять свою территорию, подвергаются наибольшему риску заражения. Если животные не кусают друг друга, вероятность горизонтальной передачи в группе кошек снижается, но все-таки сохраняется, возможно, благодаря взаимному вылизыванию.

Чаще всего инфекция встречается у кошек среднего возраста и у старых, свободно гуляющих на улице.

Симптомы иммунодефицита у кошки

Коварство данного заболевания заключается в том, что прогрессирует оно медленно и практически бессимптомно. И только на поздней стадии болезни проявляются характерные симптомы.

Инфицирование кошек сопровождается легким недомоганием, лихорадкой, депрессией, апатией. Затем на протяжении всего инкубационного периода инфицированные кошки являются клинически здоровыми, пока не проявляются ВИК-обусловленные симптомы.

Как и СПИД у людей, ВИК проявляется клиническими симптомами, напрямую не связанными с инфекцией. Обычно это вторичные инфекции. Клинический синдром у кошек обычно проявляется в виде:

Вторичные инфекции, которые возникают у кошек при иммунодефиците, в 50% локализуются в ротовой полости (гингивит, стоматит), около 30% — в полости носа и глаз (конъюнктивит, ринит) и в 15% отмечаются кожные заболевания (абсцесс, пиодермит, демодекоз, отиты, чесотка, длительное заживление ран).

Как диагностируется вирусный иммунодефицит?

Основным лабораторным методом диагностики ВИК является метод иммуноферментного анализа (ИФА). Он определяет наличие и количество антител, выработанных организмом для борьбы с вирусом. При этом необходимо учитывать, что наличие или отсутствие антител зависит от давности инфицирования и выраженности иммунологического дефицита.

Очень низкий титр или полное отсутствие антител может наблюдаться в стадии острого течения из-за иммуносупрессивного действия вируса.

Метод ПЦР выявляет вирусную РНК у инфицированных кошек, не имеющих антител по ИФА.

Как бороться с данным вирусом?

На данный момент отсутствуют препараты, непосредственно действующие на ВИК. В связи с этим лечение вирусного иммунодефицита кошек в основном направлено на смягчение симптомов и повышение иммунитета.

Антибиотикотерапия применяется для борьбы с вторичными инфекциями, которые развились на фоне снижения иммунитета.

Кортикостероиды могут применяться при гипертермии, отсутствии аппетита, они дают временное улучшение симптоматики, но при длительном применении еще больше подавляют иммунитет.

В качестве поддерживающего лечения применяют инфузионную терапию, переливание крови, поливитаминные препараты.

Как избежать заражения ВИК?

Вакцины против ВИК на сегодняшний день не существует, поэтому основным способом предотвращения распространения инфекции среди животных является исключение прямых контактов больного животного с другими кошками. Также не рекомендуется брать в дом новое животное, если в доме уже живет кошка, инфицированная ВИК.

Чтобы минимизировать риск заражения домашнего питомца инфекцией, следует исключить его бродяжничество и драки с другими животными.