Лабораторная диагностика

Определение антител к токсоплазмозу

Токсоплазмоз (Toxoplasmosis) — паразитарное заболевание человека и животных, вызываемое токсоплазмами (Toxoplasma gondii). Источник инвазии — различные виды (свыше 300) домашних и диких млекопитающих (кошки, собаки, кролики, грызуны и т.д.) и птиц (около 60 видов). Половое размножение токсоплазм происходит только в кишечнике кошек. Они — окончательные хозяева паразита. Цисты попадают в почву через фекалии заболевших кошек, и уже оттуда с водой, землей, ветром, с пылью на обуви и колесах автомобилей распространяются дальше. С загрязненным кормом эти цисты попадают в организм других животных – собак, мышей, крыс, а также сельскохозяйственных животных, мясо которых мы употребляем в пищу.

kletki-zarazhennye-toksoplazmozom Определение антител к токсоплазмозу

Клетки, зараженные токсоплазмозом

Как собака может заразиться токсоплазмозом

Токсоплазмы поджидают нас и наших любимцев в уличной пыли, в земле, в лужах и на траве, на лапках мух, на немытых овощах и фруктах. А еще — в мясе любых теплокровных животных и птиц, в испражнениях зараженных кошек, на грязных руках, на обуви и даже в воздухе. Для профилактики токсоплазмоза важно, чтобы у собаки в миске никогда не было сырого мяса! Нельзя разрешать питомцу облизывать руки после того, как вы разделали мясо, разрешать слизывать капельки крови с пола и т.п.; Нельзя допускать поедания фекалии кошек, питья воды из лужи, поедания травы, вываливание в земле, где есть фекалии или даже риск этого.

Чтобы защитить себя и любимца, нужно отучить его от вредных привычек и, по возможности, не гулять с собакой в местах скопления бродячих животных.

Важно мыть лапы после прогулки, чтобы питомец не проглотил токсоплазм, выгрызая застрявшие между пальцев травинки и прочий сор.

Можно ли заразиться от собаки

Да. В период развития заболевания могут быть заразны и собаки. Токсоплазмы могут содержаться в их слюне. При облизывании собакой хозяина токсоплазмы через царапины или слизистую оболочку глаз, рта или носа проникают в организм человека. Во время ежедневных прогулок собака может подобрать что-нибудь с земли или, валяясь на земле, набрать цисты токсоплазм на шерсть. Потом эти цисты попадают в дом, а там через пыль или через руки, загрязненные при поглаживании собаки, – в организм хозяина.

Собаки — более вероятный источник заражения токсоплазмозом для человека, чем кошки.

По каким клиническим признакам можно заподозрить  заболевание у собаки

Токсоплазмоз у собак появляется уже в раннем возрасте, ведь заражение происходит элементарно. Заболевание проявляется сначала остро, а потом хронически. Токсоплазмоз вызывает «водянку» грудной и брюшной полостей, воспаление почек, поджелудочной железы, некротические очаги в спинном и головном мозге, печени, селезенке, лимфатических узлах.

Симптомы острой формы заболевания: резко усиливающаяся слабость, затрудненность дыхания, отказ от пищи, быстрая потеря веса, рвота, запоры, поносы (результат повреждения органов пищеварительного тракта), судороги, параличи, порезы конечностей (симптомы поражения нервной системы).

Переход токсоплазмоза у собак в хроническую форму приводит к сглаживанию симптомов. У беременных сук щенки не жизнеспособны – токсоплазм легко проникает через плаценту от матери к малышу, вызывая не совместимые с жизнью изменения органов и тканей.

Симптомы токсоплазмоза схожи с признаками чумы и лептоспироза, поэтому необходимо точно диагностировать заболевание с помощью лабораторных методов.

Ob3z-1ty8js-1024x665 Определение антител к токсоплазмозу

Если симптомы незначительны, то владельцы животного часто даже не подозревают о том, что питомец болен. В таком случае заболевание может перейти в хроническую форму.

Когда нужно проверять собаку на данное заболевание?

• Если планируете завести детей или уже беременны;
  • Если кормите собаку сырым мясом;
  • Если у собаки есть симптоматика заболевания;
  • Если планируете проводить вязку собаки.

Как и где проверить собаку на данное заболевание?

Самостоятельно определить, больна ли собака токсоплазмозом, не представляется  возможным, потому что для этого необходимо провести обследование.

Диагноз ставится ветеринарными врачами комплексно, после изучения клинической картины заболевания и взятия на анализ крови собаки. В кале собаки капсулы (цисты) токсоплазм не содержатся, поэтому анализ кала проводить нецелесообразно.

У животного берут венозную кровь. На исследование подходит цельная кровь, а также плазма или сыворотка крови.

Исследование крови собаки проводят с помощью иммунохроматографического или иммуноферментного анализа. При тяжелых формах поражения применяют биопсию печени и селезенки.

Иммунохроматографический анализ (ИХА) на токсоплазмоз собак

ИХА является наиболее достоверным из быстрых и доступных методов.  Для этого требуется небольшое количество крови.

В анализе крови определяют наличия антител к заболеванию. Это лабораторное исследование крови, показывающее выработку и наличие иммуноглобулинов (антител) к токсоплазмам. ИХА позволяет выявить антитела M (IgM) и G (IgG), тем самым определяя возможную длительность заболевания, характер протекания, степень иммунной защиты в ответ на токсоплазмы.

IgM вырабатываются как первичный ответ на токсоплазм. Они образуются через несколько дней после попадания паразита в организм, максимальной концентрации достигают через две-три недели. Затем количество IgM постепенно снижается через два месяца после начала развития токсоплазм в организме.

IgG вырабатываются как вторичный ответ. Это более стойкий вид антител, которые способны проникать в различные ткани организма, защищая его от болезни.

Как показатели хорошей иммунной защиты, IgG указывают на давность перенесенного заболевания. Иммуноглобулины IgG проникают в плаценту, защищая плод от токсоплазм, поэтому их наличие и количество особенно прослеживается при исследовании крови. ИХА на токсоплазмоз позволяет оценить давность заражения и развития, необходимость в медикаментозной помощи при заболевании. Как и в случае с вирусами и бактериями, антитела не вырабатываются тогда, когда нет возбудителя.

Что делать, если у собаки обнаружены антитела к токсоплазмам

Назначать лечение должен ветеринарный врач в зависимости от результатов анализов!

Расшифровка анализа на токсоплазмоз у собак  проводится по следующей схеме.

Показатель Интерпретация
IgM-, IgG- Иммунитет отсутствует, инфицирования никогда ранее не происходило
IgM-, IgG+ Хроническое носительство токсоплазмы, выздоровление. Лечение не требуется
IgM+, IgG Острый токсоплазмоз. Необходимо  лечение
IgM+, IgG+ Обострение токсоплазмоза. Необходимо лечение

Следует помнить, что после переболевания или при обнаружении IgG, следует регулярно наблюдать животное у ветеринарного врача с целью контроля заболевания.

Как не допустить заболевания животного

Главное — не забывайте о профилактических мерах. Чтобы ваш питомец оставался здоровым, не кормите его сырым мясом и рыбой, ограничьте общение с уличными сородичами, регулярно проводите дегельминтизацию. Как известно, любое заболевание проще предупредить, чем лечить.

Более подробную информацию по данному заболеванию, диагностике и методах лечения можно получить у ветеринарных врачей Ветеринарного центра доктора Базылевского А.А.