Лабораторная диагностика

Анализ мочи общий клинический

Моча – биологический материал, который легко получить и исследование которого может дать ветеринарному врачу достаточно информации о состоянии животного.

analiz-mochi-biohimicheskiy Анализ мочи общий клинический

Анализы мочи являются незаменимым методом исследования при диагностике большинства воспалительных заболеваний мочевыделительной системы (МВС), нарушении функции почечных канальцев и клубочков. Более того, поскольку моча — продукт фильтрации крови, она может дать ценную информацию о нарушениях и расстройствах метаболизма и в других органах и системах организма.

Анализируя состав и свойства мочи в динамике, можно получить информацию о состоянии различных органов и систем, оценить степень тяжести заболевания, а также сделать заключение об эффективности проводимого лечения.

Как произвести забор мочи для исследования

Тара для сбора мочи на анализ должна быть хорошо вымытой (лучше использовать специальные контейнеры или шприцы) во избежание попадания в неё посторонних примесей.

Половые органы и область промежности перед сбором мочи необходимо очистить от загрязнений.

У собак сбор средней порции мочи на общий анализ желательно производить в утренние часы на голодный желудок и непосредственно в тару, в которой образец будет транспортироваться на исследование.

У кошек же мочу на анализ можно собирать в любое время суток. Для этого необходим чистый, сухой  лоток. Если животное отказывается мочиться в лоток без наполнителя, незаменимым может оказаться специальный набор для сбора мочи у кошек, включающий упаковку невпитывающих нейтральных гранул, пипетку для сбора мочи и одноразовый пластиковый контейнер для их хранения.

laboratornoe-oborudovanie-1 Анализ мочи общий клинический

Есть ли особенность взятия мочи для бактериологического исследования?

При подозрении на инфекционные заболевания МВС необходимо проведение бактериологического исследования мочи. У животных в этом случае корректным считается её сбор только методом уроцистоцентеза в стерильный шприц.

Какие способы взятия мочи у собак и кошек еще существую

Можно использовать уретральный катетер для взятия пробы мочи. Забор мочи для анализа путем введения уретрального катетера в мочевой пузырь чреват появлением различных артефактов. Кроме того, это не очень приятный процесс.

Применяться данный метод может в случае, когда взятие мочи производится по экстренным показанием при катетеризации мочевого пузыря.

Как хранить и транспортировать анализ

Хранить и транспортировать мочу необходимо при положительных  температурах. Исследовать мочу желательно не позднее 2-3 часов после взятия ее на анализ. Связано это с тем, что биологическая жидкость у животных содержит как правило различную флору, активное размножение которой сопряжено с выделением аммиака и изменением pH.

Противопоказания для собак и кошек к сдаче анализа мочи

Кроме некорректного сбора, хранения и транспортировки мочи на анализ, на её состав могут влиять следующие факторы:

• Течка и заболевание женских половых органов;
  • Воспаление препуциального мешка и головки полового члена;
  • Катетеризация мочевого пузыря, цистоскопия;
  • Применение некоторых лекарственных препаратов (мочегонные, витаминные препараты и др.).

Показания для кошек и собак к сдаче общего анализа мочи

С профилактическими целями клинически здоровым собакам до 5-7 лет рекомендуется сдавать ОАМ 1-2 раза в год, а  животным старше этого  возраста – каждые 3-4 месяца. У собак, у которых выявлены изменения в ОАМ, рекомендуется проведение расширенного нефрологического обследования: УЗИ органов мочевыделительной системы, биохимический анализ крови, исследование мочи на соотношение белок/креатинин, бактериологическое и микроскопическое исследование мочи. В последующем анализы назначаются каждые 2-4 недели многократно для оценки в динамике течения нефропатии и контроля эффективности лечения.

У кошек нефропатии встречаются во много раз чаще чем у собак. Чаще это является осложнением острых и хронических инфекционных заболеваний. Поэтому кошкам сдавать анализ мочи нужно чаще и при любых заболеваниях.

В особые группы риска среди кошек попадают:

• Выставочные и участвующие  в разведении кошки;
  • Кошки, которым системно, по тем или иным причинам, назначаются аминогликазидные антибиотики или НПВС;
  • Регулярно вакцинируемые кошки.

По этой причине всем кошкам вне зависимости от возраста и состояния здоровья необходимо проводить ОАМ и исследование на соотношение белок/креатинин.

Более подробную информацию по сдаче анализов мочи и результатам исследования можно получить в наших ветеринарных центрах в г. Витебск, г. Могилев, г. Новополоцк, г. Полоцк, г. Волковыск, г. Минск (Беларусь) и г. Санкт-Петербург, г. Смоленск, г. Севастополь, г. Брянск (Россия).